Христа́ Спаси́теля Храм - в Москве, построен в 1837-83 на месте бывшего Алексеевского монастыря по проекту К. А. Тона (1832) как храм-памятник, посвящённый Отечественной войне 1812. Сооружённое в так называемом русско-византийском стиле, грандиозное по масштабам (высота 103,3 м) здание отличалось роскошью внешнего и внутреннего убранства (скульптуры П. К. Клодта, А. В. Логановского, Н. А. Рамазанова, Ф. П. Толстого, росписи В. В. Верещагина, К. Е. Маковского, В. И. Сурикова и др.). Разрушен в 1931; на его месте до 1993 существовал плавательный бассейн «Москва». В 1995-1997 восстановлены архитектурные формы храма, ведутся работы по воссозданию убранства интерьера и фасадов.
* * *
ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ ХРАМ - ХРИСТА́ СПАСИ́ТЕЛЯ ХРАМ в Москве, построен в 1837-83 на месте бывшего Алексеевского монастыря по проекту К. А. Тона (см. ТОН Константин Андреевич)(1832) как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812 (см. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года). Высота здания 103, 3 м.
Предыстория
Высочайшим манифестом от 25 декабря 1812 император Александр I (см. АЛЕКСАНДР I Павлович)постановил соорудить в Москве храм в благодарность за спасение России от грозившей ей гибели. Первоначально храм был заложен в 1817 на Воробьевых горах по проекту архитектора А. Л. Витберга (см. ВИТБЕРГ Александр Лаврентьевич), но его сооружение было вскоре прекращено. Идея храма Витберга носила несколько отвлеченный, мистический характер, который нравился Александру I. Для Витберга, принявшего православие, Храм Христа был олицетворением человеческого существа, единства его тела, души и духа. События и люди, совершившие конкретный подвиг, переводились в плоскость отвлеченных понятий. Размеры храма, количество колонн, соотношение объемов - все имело свой мистический смысл.
Проект Тона
Спустя десять лет после прекращения работ на Воробьевых горах император Николай I (см. НИКОЛАЙ I Павлович) решил соорудить храм в центре Москвы, в непосредственной близости от Кремля. Был объявлен конкурс и предпочтение отдано проекту петербургского архитектора Константина Тона. В интерпретации Тона храм был прежде всего памятником русскому народу, его неисчислимым жертвам и победе над супостатом. Незадолго до этого Тон привлек внимание императора проектом церкви Святой Екатерины, выполненном в русском стиле (см. РУССКИЙ СТИЛЬ). Работы Тона в русском стиле или, как иногда говорили, в «русско-византийском стиле» объяснялись бытовавшим тогда взглядом о византийском характере древнерусского зодчества. Представление о необходимости возрождения национальной архитектуры связывалось с необходимостью избавления от иностранных влияний путем прямого копирования форм древнерусской архитектуры.
Описание храма
В плане храм имел форму равноконечного креста с одинаковыми фасадами. Увенчивало храм мощное пятиглавие, в котором центральная глава была значительно больше остальных, малые главы служили колокольнями (на них повешено было 14 колоколов). Четыре мощных столба-пилона поддерживали центральный барабан. На уровне цокольного этажа здание опоясывал коридор - первый музей войны 1812 года, где на беломраморных досках были увековечены все сражения, отличившиеся части и их командиры, имена погибших и награжденных офицеров. На фасадах были размещены горельефы работы выдающихся скульпторов А. В. Логановского (см. ЛОГАНОВСКИЙ Александр Васильевич), Н. А. Рамазанова, П. К. Клодта (см. КЛОДТ Петр Карлович).
Интерьер храма освещали 60 окон: 16 в главном барабане,33 над хорами и 8 в коридоре. Над живописным оформлением храма трудилась большая группа художников в течение 23 лет (П. В. Басин, Г. И. Семирадский (см. СЕМИРАДСКИЙ Хенрык), В. И. Суриков (см. СУРИКОВ Василий Иванович), К. Е. Маковский (см. МАКОВСКИЙ Константин Егорович) и др.). Иконостас заменила шатровая напрестольная сень, выполненная по специальному заказу. Высота хора составляла 102 м. Чтобы нагляднее представить его размеры, достаточно сказать, что в его центральном подкупольном пространстве могла свободно разместиться колокольня.
Строительство
На месте строительства храма находился древний Алексеевский монастырь и церковь Всех Святых. Монастырь в 1837 был переведен в Красное село близ Сокольников, а строения монастыря - сломаны. Во время рытья котлована под фундамент храма были обнаружены два старых кладбища, одно из которых возникло, видимо, после эпидемии чумы 1771 года.
Архитектор Тон постоянно жил в Петербурге, и ему помогали московские зодчие А. С. Каминский, А. И. Резанов и др. Торжественная закладка храма состоялась в сентябре 1839. Процессия во главе с императором и митрополитом Филаретом двинулась от Кремля через Тайницкие ворота. Впереди шли инвалиды войны 1812 года, генералитет, сенаторы и пр. В память торжественной закладки были выбиты медали: 34 золотых, 100 серебряных и 100 бронзовых.
Строительство продолжалось 44 года, 26 мая 1883 года Храм Христа Спасителя был торжественно освящен.
Вандализм
По решению Советского правительства 5 декабря 1931 храм был взорван. От самого крупного сооружения Москвы сохранилась только часть наружных белокаменных барельефов, вмонтированных в стену Донского монастыря - филиала Государственного Музея архитектуры. Все остальное исчезло, как будто растворилось в воздухе. На месте храма предполагалось возведение грандиозного Дворца Советов (см. ДВОРЕЦ СОВЕТОВ). В 1960 был построен открытый бассейн «Москва».
Новый Храм
5 декабря 1990 закладкой храма Державной Божьей Матери близ будущего нового храма было отмечено начало работ по воссозданию Храма Христа Спасителя. Однако строительство фактически началось 29 сентября 1994. Именно в этот день была огорожена забором территория бассейна «Москва», после чего была построена стилобатная часть (см. СТИЛОБАТ), верхняя отметка которой соответствует отметке существовавшего раньше холма (137 м над уровнем Балтийского моря). В течение года к празднику Рождества 1996 были возведены основные несущие конструкции храма. Проектные работы выполнены проектной мастерской № 12 управления «Моспроект-2» (руководитель проекта М. М. Посохин).
Учитывая сжатые сроки, авторский коллектив и Наблюдательный совет приняли систему параллельного проектирования и строительства, полностью себя оправдавшую. В качестве несущей конструкции впервые в церковном строительстве России был использован монолитный железобетонный каркас, что позволило вести кирпичную кладку стен одновременно в разных зонах и на разных уровнях.
Как известно, подлинных проектных материалов почти не сохранилось. Остатки материалов тоновского проекта были скрупулезно собраны в музеях Петербурга, а также в Государственном музее архитектуры в Москве. Проектные работы велись на конкурсной основе, у истоков концепции проектирования стояли И. А. Покровский (см. ПОКРОВСКИЙ Игорь Александрович) и Б. М. Могильников. Главным отличием вновь построенного храма от оригинального является наличие стилобатной части, в которой разместились: храм Преображения Господня с воссозданием трех приделов снесенного Алексеевского монастыря, зал заседаний Синода на 1500 мест, палаты Патриарха и галерея для крестных ходов.
Новшеством, давшим большую экономию средств, стала замена традиционного золочения сусальным золотом на нитрит-титановое покрытие с последующим нанесением защитной прозрачной графитовой пленки, подвергнутой ионно-плазменному обжигу при температуре 1000 градусов. Этот новый технологический процесс осуществлен на заводе в г. Златоусте-36 (Челябинская область). Известняковая облицовка старого храма в новом была заменена на мраморную. Кроме того, горельефы на фасадах в отличие от авторских выполнены не в камне, а из металла.